“Минск-Арена” (фото — hockey.by)
Сезон Континентальной хоккейной лиги стартовал в начале сентября — Беларусь в проекте традиционно представляет столичное “Динамо”. Клуб стабильно собирает аншлаги на 15-тысячной “Минск-Арене” — и тем сыскал добрую славу. Однако в финансовом плане в КХЛ есть гораздо более серьезные игроки.
КХЛ — что это за турнир?
Континентальная хоккейная лига (КХЛ) была образована в 2008 году на базе российской Суперлиги. В разное время в турнире участвовали клубы из Чехии, Финляндии, Словакии, Хорватии, Казахстана, Латвии, Украины, Китая и, естественно, России. Минское “Динамо”, как представитель Беларуси, влилось в проект с первого сезона и выступает поныне.
При запуске КХЛ ориентировалась на коммерческую модель американской Национальной хоккейной лиги (НХЛ) — с ее системой драфта молодых талантов и потолком зарплат (ограничением суммарных выплат на клуб). Основополагающая идея в том, чтобы обеспечить относительное равенство соревнующихся команд.
Как работают пол и потолок зарплат
В первых сезонах КХЛ потолок зарплат имел весьма причудливый вид. Клубам разрешалось выходить за рамки установленной суммы, выплатив 20-процентный штраф от перерасхода. Фактически получалось, что Лига заинтересована в таком положении вещей, ведь излишки поступали на ее счет в качестве дохода.
Долго ли коротко, но четыре года назад КХЛ пришла к жесткому потолку зарплат, причем ограничение с тех пор не менялось. На выплаты можно потратить не более 900 млн российских рублей (по текущему курсу — около 9,7 млн долларов). Из этого должен исходить клубный менеджмент: подписать нескольких звезд, дополнив ростер менее мастеровитыми хоккеистами, или создать коллектив примерно равных, в плане навыков, спортсменов. Необходимо сделать сноску, что молодые игроки выводится из-под финансовых ограничений. С тем смыслом, чтобы командам было выгодно заниматься их развитием.
При этом суммарные выплаты (пол зарплат) не должны быть ниже 405 млн российских рублей (4,36 млн долларов). А чтобы клубы брали не количеством, а качеством, существуют ограничения по количеству хоккеистов в заявке на сезон.
Так сколько же зарабатывают хоккеисты?
Официально Лига не публикует данные о зарплатах, но это не конфиденциальная информация — клубы и сами игроки вольны распоряжаться ей на свое усмотрение. В хоккейном мире принято ориентироваться на вводные издания “Спорт-экспресс”, которое систематизирует данные уже много лет. Суммарно 570 хоккеистов КХЛ в стартовавшем сезоне должны заработать 15,6 млрд российских рублей (168,1 млн долларов).
Самый высокооплачиваемый хоккеист Лиги — нападающий омского “Авангарда” Владимир Ткачев (1,29 млн долларов за сезон). На втором месте также форвард омичей — американец Рид Буше подписан за 1,02 млн долларов.
Диллон Дюбе (фото — пресс-служба минского “Динамо”)
Что касается представителей минского “Динамо”, то самый увесистый контракт имеет канадец Диллон Дюбе. Со спортивной точки зрения это легко объяснимо: за плечами 26-летнего нападающего богатый опыт игры в НХЛ и хорошие бомбардирские показатели. С житейской же позиции необходимо обозначить, что Дюбе переехал в Европу вынужденно. В США он находится под следствием, а суд запанирован на апрель 2025 года. В “Динамо” канадцу положено 592 тыс. долларов. Это 55-й результат в общей таблице.
Динамовские американцы Джордан Гросс и Сэм Энас, а также россиянин Александр Волков — в конце первой сотни. Их контракты предполагают зарплату 538 тыс. долларов. К слову, Энас — пока лучший бомбардир “Динамо”. На его счету одна заброшенная шайба и пять результативных передач.
Больше же всего минут провел на площадке канадский защитник Ксавье Уэлле. У него пятая зарплата в команде — 485 тыс. долларов. Столько же зарабатывает российский форвард Вадим Шипачев.
В случае с “Динамо” нет повода рассуждать о потолке зарплат. Минский клуб в финансовом плане чувствует себя на общем фоне довольно скромно. Однако многие хоккеисты при прочих равных условиях выбирают белорусский клуб за антураж — 15-тысячная “Минск-Арена” почти всегда заполняется под завязку.
Если брать хоккеистов с белорусским паспортом, то лучшие финансовые условия имеет Владимир Алистров, выступающий за СКА из Санкт-Петербурга. В общем рейтинге он на стыке первой и второй сотен.
Алекс Гальченюк (№55) (фото — KHL-Marketing)
Здесь же необходимо упомянуть Алекса Гальченюка — нападающего хабаровского “Амура” с седьмой зарплатой в Лиге. У него американское гражданство, но белорусские корни. Алекс — сын воспитанника минской “Юности” Александра Гальченюка, в карьере которого множество престижных турниров за сборную Беларуси, а также выступления за “Динамо”, гродненский “Неман” и могилевское “Химволокно”.
А сколько зарабатывает сама КХЛ?
По итогам минувшего сезона доходы КХЛ впервые превысили один миллиард российских рублей — 1,175 (12,66 млн долларов). Основные источники: реализация телевизионных прав, отчисления от букмекерских компаний и непосредственно заработки Лиги. 30 процентов доходов делятся между клубами пропорционально результатам. Остальные — по комплексному рейтингу. В нем учитывается зависимость от государственного финансирования, посещаемость арен, медийная активность, маркетинговые показатели.
Позиция “Динамо” в рейтинге — золотая середина. 12-е место из 23-х. Естественно, лучше всего с компонентом “Посещаемость и заполняемость арен”. Здесь у минчан третья строка после омского “Авангарда” и санкт-петербургского СКА. “Сервисы для зрителей” и “ТВ-индекс” — тоже заметно лучше, чем у большинства конкурентов.
Источник: MYFIN.BY