Фото носит иллюстративный характер. Источник: wylsa.com

Для кого-то электромобиль – модное решение, а кто-то заботится об экологии. На самом деле развитие электрических автомобилей – это вопрос экономики. Транспорт с электрическим двигателем появился почти 200 лет назад, задолго до первых двигателей внутреннего сгорания. Однако электрический привод быстро признали экономически невыгодным. И он оставался таким больше ста лет. Теперь все меняется. Myfin.by расскажет как и почему.

Начало жизни электромобилей

Сначала электрокары выглядели революционными, но мало привлекательными. Судите сами. Первый электромобиль от Tesla (Roadster, 2008-2012), был вызовом для автомобильной индустрии: мог проехать до 394 км на одной зарядке. Правда цена в $109 тыс. не вдохновляла рядовых потребителей, про него больше писали, чем покупали. Но состоятельные люди и адепты новых технологий все-таки приобрели 2 450 экземпляров.

В 2010 году компания Nissan представила Leaf – первый действительно массовый электромобиль. Цена варьировалась от $35 тыс. до $40 тыс. Пробег – скромные 117-200 км на одной зарядке. Однако удалось продать больше 300 тыс. таких авто – однозначный прорыв на массовый рынок. Главный фактор успеха – доступная цена.

Chevrolet Volt (2011-2019) имел принципиально иную концепцию. Это был гибридный автомобиль за $41 тыс. На электричестве он проезжал только 64 км, но оставался и бензиновый мотор. Все электромобили этого поколения стоили в среднем на 30-50% дороже бензиновых аналогов, их обслуживание не было дешевым, а периодическая замена батареи отнимала еще $15-20 тыс. И все это было ради того, чтобы проехать пару сотен километров. Да и то в основном по городу, потому что зарядных станций было очень мало. Правда, можно было заряжаться от обычной розетки, но требовалось 8-12 часов.

В 2010-2015 годах электромобиль был скорее технологическим экспериментом, имиджевым продуктом для энтузиастов и состоятельных клиентов.

Господдержка – двигатель прогресса

Фото: wikipedia.org

Развитию первых современных электромобилей весьма способствовала государственная поддержка. Понимая потенциал новой технологии, власти разных стран запустили масштабные программы стимулирования сектора. Фактически создавался плацдарм для технологической революции.

В США предлагали налоговый кредит до $7 500 при покупке электромобиля, были локальные субсидии, например, в Калифорнии. В разных странах Европы покупателям электрокаров давали субсидии и скидки от €4 тыс. до €6 тыс., обеспечивали бесплатную парковку для электромобилей и льготы на проезд в центральных городских зонах (благодаря экологичности электрокаров). Япония также давала субсидии до ¥400 тыс. Работали государственные программы развития зарядной инфраструктуры, поддерживали национальных производителей электротранспорта.

Технологический перелом

Ключевые трансформации электромобильной индустрии происходили большей частью с 2015 по 2018 год. Главным экономическим драйвером было резкое снижение стоимости литий-ионных аккумуляторов – с $1000 до $200 за кВт·ч. Так стало экономически обоснованным массовое производство электромобилей.

Особую славу опять заслужила Tesla. В 2017 году Илон Маск представил Model 3 – массовый электромобиль по доступной цене (от $35 000). Машина могла проезжать до 350 км на одной зарядке, а время полной зарядки сократилось до 30-40 минут. Производство быстро вышло на уровень больше полумиллиона автомобилей в год.

Фото: steemit.com

Конкуренты Tesla тоже разрабатывали и предлагали свои авто, с разной степенью успеха. Например, в 2016 году на рынок вышел Chevrolet Bolt EV, с минимальной ценой от $31 тыс. и запасом хода до 417 км. Все это удалось потому что: плотность энергии батарей увеличилась на 50%; стоимость хранения энергии снизилась на 65%; время полной зарядки сократилось с 12 до 1-2 часов.

Массовость и доступность

В период между 2018 и 2021 годами электромобили сделали следующий скачок – из технологической экзотики в реальную альтернативу бензиновым автомобилям. Прежде всего за счет резкого снижения стоимости производства.

В 2015 году киловатт-час заряда батареи подешевел примерно в 4 раза. Это принципиально изменило экономику производства электромобилей – батарея больше не была непреодолимым барьером для массового потребителя.

Следующим ключевым фактором стало развитие зарядной инфраструктуры. К 2021 году в мире построили больше 17 млн зарядных станций, из них более 100 тыс. только в США. Средняя стоимость зарядки снизилась до $0,13-0,18 за 1 кВт·ч., а время зарядки сократилось до 30-40 минут.

Кроме того, Европа и США сохранили программы стимулирования покупки электрокаров, а Китай развивал программы поддержки национальных производителей таких машин и комплектующих.

Поездка на электромобиле дешевле, чем на авто с ДВС. По ценам Евросоюза и Северной Америки проезд одного километра на электромобиле стоит в 6-7 раз дешевле, чем на бензиновом авто. Обслуживание тоже дешевле – $300-400 в год против $800-1000 (благодаря простоте конструкции электрички). Правда через 8-10 лет, возможно, придется менять батарею, а это $10 -15 тыс. Вот поэтому электромобили быстрее теряют в цене на вторичном рынке.

Мировой рынок ответил бурным ростом производства и продаж. Tesla производит более 1,3 млн электромобилей в год. Китайская компания BYD выпустила 1,6 млн электромобилей в 2023 году.

Доля электромобилей на китайском рынке новых авто вот-вот дойдет до 38%, и в перспективе станет еще выше. В Европе по продажам лидирует Норвегия, где на электрику приходится 80% продаж новых машин.

Фото: tadviser.ru

Правда в других странах, особенно среднего и невысокого достатка, ситуация сложнее. Не развита сеть электрозаправок. Люди в массе своей покупают более дешевые, но привычные машины. Где-то цены топлива значительно ниже электричества. А кто-то просто не уверен в надежности электромобилей, например, на морозе и по бездорожью.

И не забываем, что продавать подержанный электромобиль приходится очень дешево, что тоже отталкивает потенциальных покупателей новых авто.

Что будет дальше?

Ответ в себестоимости электромобилей. А точнее – в структуре себестоимости производства и пользования ими. И будущее прямо зависит от изменения этой структуры.

Главный фактор стоимости электромобиля – батарея. На нее приходится 30-50% продажной цены. Но за 10 лет цена батарей упала с $1000 до $130 за кВт·ч. К 2025 году производители ожидают снижения до $100, а к 2030 – до $80. Это сделает электромобили сопоставимыми по цене с авто даже без господдержки.

Сам электродвигатель дешевле бензинового всего на 10-15%. В нем около 20 движущихся частей против 2000 в обычном моторе. Правда, нужна еще сложная электроника – контроллеры и инверторы. Остальные компоненты (кузов, шасси, интерьер) стоят столько же, сколько у обычных автомобилей – 25-30% цены.

Что может затормозить прогресс? Два фактора: нехватка редких металлов для батарей и развитие инфраструктуры. Литий, кобальт и никель могут подорожать из-за растущего спроса. А создание сети зарядных станций требует больших вложений.

Но тренд очевиден: будущее автотранспорта представляется электрическим.

Источник: MYFIN.BY

Перевод »