Снимок носит иллюстративный характер. Изображение: https://www.pexels.com
В круговороте предпраздничной суеты оживились и интернет-аферисты. Они предлагают покупателям новогодний товар по заманчивой цене, в том числе «продают» несуществующие ели
Во Фрунзенское РУВД Минска обратился житель столицы, который попался на удочку мошенников. В поисках искусственной зеленой красавицы в социальных сетях он с женой наткнулся на рекламу магазина с привлекательной стоимостью пушистого дерева. Аккаунт не вызывал подозрений: активные истории и публикации, большое количество подписчиков и комментариев с положительными отзывами.
Супруги без промедления связались с продавцом. Тот подтвердил наличие елки на складе и пообещал доставить ее в течение пяти дней, при этом потребовал полную предоплату. Как только минчане перевели на указанный счет почти 300 рублей, менеджер перестал выходить на связь.
– Схема обмана не нова: фейковые магазины, где можно найти различный товар – от электроники и техники до кроссовок и постельного белья, довольно часто появляются в интернете, особенно на просторах Instagram. За 11 месяцев этого года зарегистрировано около шести тысяч преступлений, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий, из них почти половина – в популярной социальной сети, – рассказывает начальник отдела ГУУР КМ МВД полковник милиции Василий Шупляк.
Аферисты часто привлекают потенциальных жертв акциями и низкими ценами на сезонные товары. Не так давно, например, обманывали покупателей, желающих приобрести зимние автомобильные шины. А в последнее время на фоне праздничного ажиотажа обводят вокруг пальца потребителей, предлагая новогодние ели и украшения. За последние три недели в органы внутренних дел обратились более 50 потерпевших.
В частности, жительница Борисова планировала купить в онлайн-магазине пышное праздничное дерево и перевела на счет злоумышленников 160 рублей. В аналогичной ситуации оказались еще трое жителей райцентра. С деньгами рассталась и покупательница из Солигорска, надеявшаяся украсить квартиру двухметровой зеленой елью.
Обычно жертвы реагируют на навязчиво мелькающую таргет-рекламу интернет-магазинов. Как только пользователи социальной сети кликают на яркую картинку с товаром по заниженной стоимости, в большинстве случаев сразу попадают в руки мошенников.
– Этому предшествует тщательная подготовительная работа. Аферисты загружают в ленту фотографии товара, пишут фиктивные отзывы и с помощью специальных серверов демонстрируют популярность аккаунта с большим количеством подписчиков. А чтобы широко распространить информацию об онлайн-маркете, запускают таргетированную рекламу. При этом часто оплачивают ее деньгами уже обманутых покупателей, – объясняет начальник отдела ГУУР. – С первых сообщений злоумышленники стараются произвести приятное впечатление, усыпляя бдительность жертвы. Они доброжелательны и вежливы – словом, создают ощущение клиентоориентированного сервиса. Но, как правило, не вступают в телефонные разговоры – в подавляющем большинстве случаев призывают общаться в мессенджерах.
Лжепродавцы из Instagram всегда требуют предоплату за товар: от 50 до 100%. Когда потерпевшие соглашаются на сделку, им предлагают перевести оговоренную сумму на лицевой счет, в том числе открытый в белорусском финучреждении. Это и вводит в заблуждение многих покупателей. Но банковские карты, скорее всего, принадлежат подставным лицам, которые оформляют «пластик» на свое имя и за небольшое вознаграждение продают личные данные аферистам.
– Оперативники быстро выходят на след дропов, и те отвечают перед законом за противоправные деяния, – подчеркивает В. Шупляк. – Однако, считаю, побороть это негативное явление можно лишь ужесточением наказания, взяв за образец привлечение к ответственности курьеров телефонных мошенников. Как только суд стал лишать их свободы на срок до десяти лет и требовать возмещения жертве причиненного материального ущерба, желающих получить быстрые и легкие деньги заметно поубавилось.
Обманутые покупатели обращаются за помощью в милицию. В свою очередь стражи порядка оперативно направляют соответствующее письмо в МАРТ, работники которого принимают решение о блокировке фейковых страниц в социальных сетях. Однако мошенники и не рассчитывают на долгий срок работы фиктивных магазинов: такие аккаунты «живут» несколько дней, и, увы, в течение этого времени их владельцы успевают привлекательно оформить новые странички.
Поскольку покупки на онлайн-платформах давно стали неотъемлемой частью современной жизни, важно не терять бдительности и прежде, чем перевести деньги на чужой счет, как следует проверить онлайн-маркет.
Пока верстался номер…
Уловкам аферистов поддались жители разных уголков страны: потерпевшие остались и без денег, и без новогоднего дерева.
44-летняя жительница Несвижа хотела купить к празднику красивую искусственную ель. Нашла страничку в соцсети под названием elkilux.by, изучила предложения и выбрала товар высотой более двух метров. Женщину привлекла низкая в сравнении с остальными магазинами цена, поэтому не смутило условие о полной предоплате по ЕРИП и доставке курьером без указания срока. После того как клиентка перевела 455 рублей на указанный мошенниками счет, больше на связь с ней никто не вышел. Спустя три дня покупательница написала снова, но ответа не дождалась, а страница оказалась заблокирована. Потерпевшая обратилась в милицию.
В неприятную ситуацию угодили и жители столицы. Например, сотрудники Октябрьского РУВД установили четыре факта мошеннических действий на сумму 500 рублей. Увидев в социальной сети рекламу о продаже елей, минчане связались с продавцом и в качестве предоплаты перечислили деньги…
Кристина ЗЕЛЕНЕВИЧ
Источник: МВД БЕЛАРУСЬ